День рождения Нароттамы даса Тхакура

Дата: 1534-02-07

День рождения Нароттамы даса Тхакура
Hароттама дас Тхакур явился в этом мире в 1534 году (в год ухода Шри Чайтаньи) в день полнолуния зимнего месяца Магха в Кхетури в округе Раджашой, что в Восточной Бенгалии (ныне Бангладеш), в семье могущественного царя Кришнананды Датты.
В теле Нароттамы были проявлены все признаки махапуруши (возвышенной божественной личности). У него были длинные руки, глубокий пупок, золотистый цвет кожи, прекрасные глаза, подобные лепесткам лотоса.
Во время традиционного обряда анна-прашны, когда ребенок должен был впервые съесть зерновую пищу, родители встретили отпор с его стороны. Нароттама не собирался есть то, что ему предлагали, в отвращении отказываясь от еды. Однако вскоре после этого, когда пришел вайшнав с такой же пищей, но предложенной Господу Кришне, Нароттама с удовольствием съел ее. Тогда все поняли, что в первый раз ребенок отказался есть лишь по одной причине – эта пища не была прасадом. Подобное поведение мальчика свидетельствовало о его великой преданности.
С годами Нароттама стал примерным учеником, сведущим во всех академических дисциплинах, а также в священных шастрах. В школе он был шрути-дхарой (способным сразу и навсегда запомнить все, что услышит). Хотя он быстро освоил санскрит и Веды, он стремился только к одному – служить Кришне. Он всю жизнь оставался брахмачари. Больше всего он любил слушать об играх Шри Чайтаньи Махапрабху, сидя у стоп пожилого брахмана по имени Шри Кришнадас. Нароттама наслаждался этими историями все свое детство и решил построить свою жизнь в соответствии с учением Гаудия-вайшнавизма.
Как-то Господь Чайтанья, находясь в экстатическом состоянии, воскликнул: «Нароттам! Нароттам!» (Это было задолго до рождения Нароттамы). И затем Господь выразил желание отправиться на берег реки Падмы и оставить там сокровищницу любви к Кришне для того, чтобы Нароттама взял ее позднее. Река Падма спросила Шри Чайтанью, как она сможет узнать Нароттаму, и Он ответил, что это будет тот человек, от прикосновения которого на реке поднимутся волны.
Когда Нароттаме дасу Тхакуру было 12 лет, ему во сне явился Нитьянанда Прабху и сказал: «Завтра, на рассвете, тебе следует совершить омовение в реке Падме. Ты получишь Гаура-прему, любовь к Богу». Проснувшись, Нароттама немедля поступил согласно указаниям Нитьянанды Прабху.
Как только он вошел в Падму, на ней поднялись волны, и река, помня указание Господа Чайтаньи, принесла ему на своих водах сокровище премы. Нароттама сразу же почувствовал большую перемену, произошедшую в нем. В этот миг перед ним появился Махапрабху и с любовью обнял его. Когда их тела соединились, он ощутил, как сама сущность Махапрабху наполнила его душу. Тогда кожа Нароттамы, темная от природы, приобрела оттенок расплавленного золота – отличительный цвет тела Господа Гауранги.
Когда по прошествии долгого времени Нароттама не возвращался домой, его родители послали своих слуг искать его. Нароттаму нашли неистово танцующим на берегу Падмы. Они не признали его сразу. Говорится, что даже родители не узнали его, когда он вернулся домой. Царь Кришнананда испугался того, что его сын Hару сбежит, чтобы принять отречение. Поэтому, он приказал своим лучшим охранникам следить за ним с утра до вечера.
Как-то раз один влиятельный мусульманский правитель провинции Джайгирдар попросил его аудиенции, желая получить благословения юного Нароттамы. Кришнананда не мог отказать и отправил своего сына во дворец Джайгирдара. Воспользовавшись этим благоприятным моментом, Нароттама сбежал от охранников и отправился во Вриндаван. В ту пору Нароттаме было всего 16 лет. Во Вриндаване Нароттама принял прибежище у Дживы Госвами и Локанатхи Госвами. Впоследствии от Локанатхи Госвами он получил дикшу.
Локанатха Госвами был вивиктананди-вайшнавом, т.е. он наслаждался служением Господу в одиночестве. Он дал обет никогда не принимать учеников. Но Нароттама тоже дал обет – получить инициацию ни от кого больше, кроме как от Локанатхи. Нароттама стал совершать самое низкое служение для Локанатхи (убирал за ним уборную). Когда Локанатха увидел смирение Нароттамы, он смягчился и дал ему инициацию. Таким образом, Нароттама стал его единственным учеником.
После ухода Рупы и Санатаны Госвами Шри Джива Госвами стал непререкаемым лидером всех Гаудия-вайшнавов. Нароттама вместе со Шринивасом и Дукхи-Кришнадасом изучал писания под руководством Дживы Госвами, получая от него подробные личные наставления. По завершению обучения Джива Госвами присвоил ему титул Тхакур, Шринивасу – Ачарья, а Дукхи-Кришнадасу – имя Шьямананда.
Затем Джива Госвами отправил своих трех учеников проповедовать в Бенгалию. Нароттама путешествовал по всей Бенгалии и Ориссе, посещая места игр Махапрабху, где он встречался с различными спутниками Господа. После этого он вернулся в свой родной город Кхетури, следуя наставлению своего Гурудева.
Локанатха Госвами из глубокого сострадания к людям приказал Нароттаме Тхакуру вернуться в Кхетури. Он дал ему три наставления: установить там служение божествам Гауранги и Кришны, служить вайшнавам и проповедовать совместное воспевание святого имени. И хотя Нароттама был очень опечален разлукой со своим Гурудевом, тем не менее, он серьезно воспринял эти наставления.
Для церемонии установления Божеств и проведения большого праздника Нароттама выбрал благоприятный день Гаура-пурнимы – день рождения Шри Чайтаньи Махапрабху. Сотни спутников Махапрабху, а также их последователи получили приглашения.
Говорится, что киртан Нароттамы на этом празднике достиг такой трансцендентной силы, что сам Господь Шри Чайтанья вместе со своими спутниками явился, чтобы присутствовать на нем.
«В это время, несмотря на то, что Махапрабху покинул этот мир много лет назад, многие преданные увидели Махапрабху. Преданные из Навадвипа-дхамы узнали Его как Нимай-чандру или Вишвамбхару, каким они Его запомнили в молодые годы. Эти преданные испытывали привязанность к Махапрабху в сакхья-расе и ватсалья-расе. Последователи шести Госвами, видевшие Махапрабху лишь после принятия санньясы, были привязаны к Нему в дасья-расе. Сотни других преданных поклонялись Ему в айшварье-расе».
Праздник в Кхетури считается одной из важных вех в истории вайшнавизма.
Очень скоро Нароттама стал самым известным гуру во всей Бенгалии. Его изысканная поэзия, в которой нашла отражение вся философия Гаудия-вайшнавизма, в сочетании с его прекрасным голосом, влекли к нему учеников со всей Индии.
Главными его трудами считаются «Прартхана», сборник из тридцати трех песен на бенгали, и «Према-бхакти-чандрика», поэма, в сжатой форме передающая всю глубину философии Гаудия-вайшнавизма. Кроме того, он перевел в стихотворной форме на бенгали санскритское произведение «Смарана-мангала», в 11 шлоках которого описываются игры Радхи и Кришны в течение 8 частей суток.
Нароттама дас Тхакур стал автором многих песен, проникнутых преданностью духовному учителю, преданным, собственно преданному служению, шестерым Госвами, Гаура-Нитьянанде и Радха-Кришне. Несмотря на то, что эти песни-молитвы составлены на простом бенгальском языке, они подтверждают сиддханту шастр и каноны бхакти.