30 января: день рождения Гопала Бхатты Госвами

Дата: 1503-01-30

30 января: день рождения Гопала Бхатты Госвами, индийского святого
Шри Гопал Бхатта родился 506 лет назад, в 1503 году, в Южной Индии, в семье потомственных брахманов. Его отец, Венкатта Бхатта был священником храма Господа Нараяны в Шри Рангаме, расположенном на реке Кавери. Там находится самый большой в Индии храм, который является знаменитым местом паломничества. Для жителей этих мест фамилия Венкатта не характерна. Следовательно, можно предположить, что отец Гопала Бхатты происходил не из этой местности. Венкатта Бхатта и его братья, Прабодхананда Сарасвати и Тирумалла Бхатта, славились своей ученостью и благочестием.
Шри Чайтанья Махапрабху, путешествуя по Южной Индии в 1510 году, посетил Шри Рангам. Приходя в храм, Господь в божественном упоении начинал воспевать Святые Имена, и все, кто присутствовал при этом, были ошеломлены и поражены. Господь Гауранга полз на коленях к Шри Ранганатху, а затем, обессиленный от любви, терял сознание.
Страстно желая получить милость Махапрабху, Шри Венкатта Бхатта с великим почтением пригласил Господа остаться у него на четыре месяца чатурмасьи, сезона дождей. Видя искреннюю привязанность всей семьи к Рангантху Свами и чистосердечное поклонение Ему, Шри Чайтанья Махапрабху дал Свое согласие. Приняв у себя Махапрабху, Венкатта Бхакта с большим счастьем омыл Лотосные Стопы Господа и вся его семья затем приняла эту святую воду.
Так, в 1511 году Махапрабху провел четыре месяца у отца Гопала Бхатты, часто ведя с ним и его братьями глубокие беседы о бхакти. В то время Прабодхананда Сарасвати был триданди санньяси Шри сампрадайи. Его братья также естественным образом принадлежали к Шри сампрадайе, последователи которой поклоняются Лакшми-Нараяне в настроении айшварьи, благоговения.
Беседуя с ними, Господь Чайтанья сравнивал настроение айшварьи в служении Лакшми-Нараяне с любовью, которую испытывают гопи к Нанда-нандане, Кришне во Вриндаване, поклонение Шри Шри Лакшми-Нараяне и поклонение Шри Шри Радха-Говинде.
Однажды, улыбаясь, Махапрабху сказал Венкатте Бхатте: «Лакшмидеви, почитаемая тобой богиня процветания, вечно пребывает на груди Господа Нараяны, но Я поклоняюсь Кришне – мальчику, Который пасет коров. Лакшми-деви, совершала столько аскез, но несмотря на это, Она не смогла получить общения с Кришной! Как ты это объяснишь?»
Венкатта Бхатта ответил: «Нараяна и Кришна – это одна и та же личность. И нет ничего удивительного в том, что Лакшми-деви стремится к общению с Кришной. Но Господь Кришна превосходит Господа Нараяну, так как с Ним возможны особые, наиболее возвышенные, супружеские взаимоотношения – мадхурья-раса».
Махапрабху объяснил ему, что Лакшми-деви, богиня процветания, желает оставаться на Ваикунтхе, и в тоже время хочет принять участие в играх Кришны, где сладость и красота превосходят величие и роскошь. Но такое невозможно. Этого могут достичь только те, кто следует стопам гопи и других Враджаваси, любовь которых к Враджендра-нандане Шьямасундаре спонтанна и лишена малейшего оттенка расчета и корысти.
Подкрепляя Свои слова цитатами из Священных Писаний, Шри Чаитанья доказал превосходство мадхурья-рупы Господа, сладостного облика Кришны во Вриндаване, над Его айшварья-рупой, которую воплощает собой Нараяна. С того дня Венкатта Бхатта был обращен – он стал Гаудия-ваишнавом, хотя до прихода Махапрабху считал, что поклонение Нараяне является высшей формой поклонения Богу.
Семилетний Гопал часто присутствовал при этих дискуссиях и Махапрабху навсегда похитил его сердце. Господь Гауранга часто давал мальчику остатки Своего прасада, таким образом благословляя его. Когда пришла пора расставания с Чайтаньей Махапрабху, боль разлуки с Ним стала для Гопала почти невыносимой.
Однажды ему приснился сон: перед его внутренним взором прошла вся жизнь Махапрабху в Навадвипе. Кроме того, Махапрабху открыл Гопалу Бхатте его вечный духовный облик во Вриндаване. Там же Господь, явив Себя неотличным от Кришны, рассказал Гопалу о двух необыкновенных личностях – о Рупе и Санатане, благодаря которым Его наставления услышат в каждом городе и деревне.
Проснувшись, Гопал Бхатта тут же бросился к Махапрабху с мольбой о служении Ему. Но Господь приказал Гопалу Бхатте остаться со своими родителями и служить им, а позже, когда они оставят этот мир, отправиться во Вриндаван к Рупе и Санатане Госвами.
После отъезда Махапрабху, Гопал Бхатта под руководством своего дяди Прабодхананды Сарасвати за короткое время изучил санскритскую грамматику, поэзию и ритрику, а так же Веданту, и снискал большую известность как выдающийся ученый. Ум Гопала Бхатты Госвами всегда был сосредоточен на Лотосных Стопах Шри Гауранги. «Когда же я вновь смогу увидеть Шри Гаурасундара?» – ни днем, ни ночью он не мог думать ни о чем другом. Однажды, отец и мать сказали ему: «После того, как мы оставим этот мир, отправляйся во Вриндаван, к Махапрабху». Получив благословение своих родителей, вскоре он направился во Вриндаван.
Рупа и Санатана Госвами уже знали о том, что во Вриндаван прибудет Гопал Бхатта и с радостью встретили его. Шрила Гопал Бхатта с огромной радостью рассказал вайшнавам о времени пребывания Господа Чайтаньи в Шри Рангаме и о тех наставлениях, которые Господь давал там.
Махапрабху, находившийся в то время в Джаганнатха Пури, услышав о прибытии во Вриндаван Своего чистого преданного, послал ему много книг и принадлежностей для поклонения. Кроме того, Он прислал ему каупину и одежды бабаджи, которые Гопал Бхатта с великой радостью принял как милость Махапрабху, Его прасадам. Особым подарком было небольшое деревянное сиденье, асана Самого Махапрабху. Эта асана и поныне находится в храме Шри Радха-Рамана.
По указанию Господа Шри Гопал Бхатта посвящал все свое время общению с Рупой и Санатаной Госвами, а также изучению священных писаний. Его книга «Сат-крийа-сара-дипика», Светильник, освещающий суть духовных ритуалов, является классическим произведением о принципах учения Гаудия-ваишнавов. Эта книга, описывающая десять ритуалов или самскар, необходимых при рождении ребенка, получении брахманского шнура и т.п., должна была стать руководством по ведению семейной жизни и помочь семейным людям в их духовном прогрессе.
Его следующая книга «Самскара Дипика» подробно объясняет правила поведения санньяси. Кроме того, Гопал Бхатта Госвами отредактировал книгу Санатаны Госвами под названием «Хари-бхакти-виласа». Состоящая из двенадцати глав (вилас), она посвящена научному анализу вайшнавского этикета, а также рассказывает о трудностях и опасностях на пути преданного служения. Санатана Госвами был так сильно привязан к Гопалу Бхатте Госвами, что издал книгу под его именем.
Слава о чистом преданном Господа Гопале Бхатте распространилась по всей Индии.
У нас еще очень много биографических сведений и прославлений Гопала Бхатты Госвами, но это невозможно уместить в рамках одной программы. В следующий раз вы услышите то, чего не было сказано сейчас.