26 апреля: день рождения Шанкарачарьи

Дата: 0788-04-26

26 апреля: день рождения Шанкарачарьи
Шанкарачарья – индийский религиозный философ, реформатор индуизма. Синтезировав все предшествующие ортодоксальные системы, он развил учение Адвайта-веданты (недвойственная, или недуальная Веданта), родоначальником которой был Гаудапада (VII – VIII вв.).
Шанкарачарья родился на юге Индии в Калади (штат Керала) в 788 году. Его рождению предшествовало знамение, из которого явствует, что в облике Шанкары на землю снизошел Шива.
Незадолго до того, как Шанкаре исполнилось пять лет, умер его отец Шивагуру. Вскоре мальчик получил посвящение и священный шнур, и смог приступить к изучению Вед. С раннего детства Шанкара ощущал непреодолимую склонность к жизни отшельника-санньяси.
На восьмом году жизни Шанкара покинул родительский дом и направился на север. Он шел, пока не добрался до берегов реки Нармады, где в те времена находилось множество шиваитских храмов. Там он встретился со своим будущим учителем Говиндой. Период наставничества Говинды продолжался два года. За это время Шанкара постиг основы адвайты. Тогда же, вероятно, им были созданы многие шиваитские гимны, ряд философских трактатов и комментарий к «Брихад Араньяка Упанишад». Шанкара за четыре года написал комментарии ко всем произведениям «тройственного канона»: к «Веданта-сутре», «Бхагавад-гите» и основным Упанишадам.
С берегов Нармады Шанкара в сопровождении нескольких учеников отправился в знаменитый город Праяг, а затем в Варанаси, «город двух тысяч храмов», издавна притягивавший к себе паломников из разных мест Индии. Именно здесь проповедническая деятельность Шанкары развернулась особенно широко.
После Бенареса Шанкара продолжил свое путешествие. Он основывал в различных частях Индии ведантистские монастыри. Шанкара разделил санньяси-адвайтистов на десять монашеских орденов – по числу основных монастырей.
Шанкара оставил этот мир на тридцать третьем году жизни, окруженный многочисленными приверженцами и учениками. Главными соперниками Шанкары были буддисты. Будучи воплощением Шивы, Шанкарачарья исполнял миссию утверждения авторитета Вед и ортодоксального индуизма, так как многие в те времена отвергли Веды под влиянием проповеди буддистов.
Основанный Шанкарой монашеский орден по сей день существует в Шрингери, Дварке, Бадринатхе, Пури и Канчи. В XIX веке, прежде всего благодаря учению Свами Вивекананды и организованной им Миссии Рамакришны, модифицированное учение Шанкары, называемое неоведантизмом, получило распространение на Западе.